Дзюдо — история возникновения

Дзюдо – всемирно известная боевая дисциплина – зародилось в Японии в 1882-1887. Придумал новый вид восточного единоборства японский спортсмен Дзигоро Кано.

Прежде чем поступить в Токийский университет, великий восточный мастер занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Кано был разносторонний спортсмен. Он организовал даже первое в Японии заведение для обучения бейсболу.

В студенческие годы 17-летний Кано полюбил Джиу-джитсу. Это было главной спортивной дисциплиной мальчика в сравнении с другими, она полюбилась раз и навсегда. Затем воспитанию людей боевому искусству он посвятил всю взрослую жизнь.

Путь мастера начался «не как у всех». За первые пять лет юноша пережил гибель трех восточных педагогов:

1877-79 – Кано посещает занятия по джиу-джитсу Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-Синъё-рю.

1879-81 – в стенах этого же заведения осваивает мастерство под началом Исо Масатамо.

1881-82 – после гибели Масатамо переходит в школу Кито-рю, где усваивает навыки борьбы Икубо Цунэтоси.

Кано отзывался о своих первых боевых шагах со всей серьезностью: «Обучался у знатных мастеров Джиу-джитсу позднего феодализма. Они тогда были еще живыми легендами – большие мастера с громадным опытом за плечами. Но поначалу было очень сложно, все эти пять лет. Каждый из старых мастеров уже открыл свои принципы боя. Каждый из этих мастеров как будто сделал свое независимое изобретение. Всеобъемлющего принцип единоборства не было как такового. Потому первое время приходилось учиться вслепую – не понимая, какому стилю лучше следовать. Тогда я и решил, что буду изучать историю искусства и принципы тщательно, по книгам».

На сбережения, взятые у отца, юный боец купил редчайшие в то время трактаты. В них широко расписана теория Джиу-джитсу от крупных школ единоборств Сэйго-рю, Сэкигучи-рю и Кито-рю. Штудирование основательного труда позволило твердо встать на ноги. Кано тогда оформил свой первый теоретический фундамент. И уже в июне 1882 года взял под крыло первого ученика. Кано открыл свою школу при духовном храме Эйсе в столице Японии. 22-летний мастер назвал клуб единоборств «Кодокан», что переводится «Храм постижения Пути». За год боевые истины пришли узнавать семь юношей. Один из них – именитый Сида Сиро, который, можно сказать, спас впоследствии клуб от краха (он еще известен, как Сайго сиро и Сугата Сансиро).

Появилась новая восточная техника боя – Дзюдо. Кано отмечал, что молодое единоборство шло по стопам Джиу-Джитсу. Говорил, что древние традиции эффективно совмещали духовное начало с физическим. Но этого было недостаточно. Кано хотел из такой практики открыть Путь к постижению истины. Громкую формулировку, правда, разоблачают ученые (например, Обата Тосисиро). Эксперты считают, что у 22-летнего мастера не было «Мэнкё кайден». Так называется бойцовская лицензия. Она давала исключительные права для лучших учеников. По ней и могли открывать школы. Но Кано не успел получить высокого титула из-за гибели всех трех учителей. По словам японских исследователей, юный мастер вынужден был приукрасить новизну Дзюдо. На самом деле якобы это был тот же Джиу-джитсу, но с другим названием. Однако немалая часть исследователей считает, что тут две стороны медали. Изначально скорей всего Кано не ставил задачи развивать свое боевое искусство. В первые годы главное было обучать в своей школе и заниматься любимым делом. Но в теорию Кано быстро лег новый принцип. Это была идея общего процветания. Кано описывал принцип так: «Гармония тела и духа в дзюдо применима к нашему обществу. Практика нападения и защиты объединяет воспитанников. Взаимовыручкой и уступками мы достигаем благоденствия. Практика Дзюдо прежде всего выдвигает созвучие всех участников, что важно для общества. Единство тела с духом может улучшить общественную жизнь». Дзюдо – это именно духовно-практическое искусство. Учеников не только натаскивают в сложных приемах, но и воспитывают нравственность. Через боевые искусства последователи учатся правилам морального поведения в обществе.

Однако добрую инициативу не поддержала «старая гвардия» восточных мастеров. Руководители многих школ открыто обрушались на Кано. Они обзывали его книжным червем, недоучкой, ведь одной теории недостаточно. Ведь должен быть опыт за плечами. Притом юноши слишком охотно посещали дзюдо, восхищаясь новизной искусства. Признанные мастера не стеснялись в выражениях и говорили, что Кано отбивает учеников у великих мастеров Джиу-джитсу. С особой агрессией на новатора набросился Тоцука Хикоскэ. Глава школы Рёи Синто-рю с единомышленниками боялся нехватки учеников и потери рабочего места. Хикоскэ обучал бойцов для полицейских структур. Конфликт мог кончиться закрытием школы и проблемами у Кано, если бы не приход нового ученика в стены школы «Кокодан». Пятнадцатилетний Сайго сиро (1868-1922) стал лучом света «Храма постижения Пути».